Если до первого года жизни малыш радовал своими достижениями в физическом развитии, то в период от 1 до 3 лет он удивляет родителей своим эмоциональным прогрессом. Одновременно с развитием речи меняется и его характер – в нем начинают проявляться специфика и особенности. Возраст от года – прекрасное время для расширения коммуникаций ребенка. Если младенец вполне довольствовался контактом с мамой и не нуждался в дополнительном общении, то теперь – самое время социализировать его. А значит, на смену тихим уединенным прогулкам по аллеям парка пора предложить ему детскую площадку со сверстниками. Ведь именно здесь он будет проходить свою первую школу общения.
Как меняется наш малыш?
Полуторагодовалый ребенок еще не доставляет родителям серьезных хлопот – главной задачей мамы остается обеспечение его безопасности. Огорчаться, что кроха не проявляет никакого интереса к совместным играм не стоит – возраст, когда он начнет получать удовольствие от общения, пока не настал.
Основные проблемы начинаются чуть позже – примерно с 2-2,5 лет. Прежде добродушный и миролюбивый малыш вдруг начинает проявлять признаки агрессии, появляется первая жадность. И это – именно тот момент, когда большинство родителей совершают первую серьезную ошибку.
Войны в песочнице
Хотя маленькая жадина, упорно не желающая делиться своими богатствами – игрушками, выглядит не слишком приятно, этот этап необходимо понять и принять, как совершенно необходимый для правильного психо-эмоционального развития. Если вы заметили, что ребенок, еще вчера охотно раздававший свое имущество другим малышам, внезапно начал жадничать – радуйтесь. Это означает, что его развитие протекает нормально.
Большая часть родителей, радеющая за правильное воспитание и хорошие манеры, допускает серьезный промах. Реакцией на нежелание малыша делиться лопатками и формочками мамы воспринимают в штыки. Кроху начинают стыдить, увещевать и призывать немедленно делиться. Но вместо проявленного великодушия, малыш лишь сильнее удерживает свои игрушки, а при сильном давлении со стороны мамы начинает проявлять агрессию по отношению к другим детям.
Совет: не стоит прессинговать ребенка, и тем более, отнимать его игрушки. Все, что нужно сделать на этом этапе – это начать подготовку к дальнейшим совместным играм. Это означает, что вы можете предложить маленьким агрессорам временно поменяться своими богатствами, но ни в коем случае не настаивать на этом.
Я – сам!
Еще совсем недавно нам казалось, что полная неспособность младенца обслужить себя надолго легла на наши плечи тяжким беременем. Но после года задача усложнятся – неловкие ручки начали стремиться делать все самостоятельно, а навыки пока еще совсем не развиты. Как быть? Ведь процесс сборов на прогулку, раздевания и переодевания затягивается, а русские зимы с огромным количеством одежек и застежек – не самые подходящие условия для приучения к самостоятельности.
Совет: Применяйте хитрости. Оставляя ребенку поле для самостоятельности, незаметно выполняйте самую трудоемкую часть работы.
Совместные игры
Получать удовольствие от совместной игры ребенок начинает ближе к трем годам. До этого малыши могут играть рядом, но не вместе. Те, у кого есть старшие братья и сестры учатся играть и коммуницировать немного раньше, чем другие дети. То же относится и к тем, кто посещает дошкольные учреждения. Один ребенок в семье проходит этот этап тяжелее. Но только от родителей зависит, как быстро он сможет вовлечься в общение и совместные игры.
Свет: не избегайте детских площадок – даже если разговоры с другими родителями кажется скучным, придется потерпеть ради ребенка. Ежедневное общение поможет ему своевременно научиться играть и получать удовольствие от первой дружбы. Дети копируют и наше поведение – поэтому замкнутость и недружелюбие мамы по отношению к другим родителям – плохой пример для подражания.
Морозы, слякоть и дождь часто запирают нас в четырех стенах. И необходимое общение со сверстниками оказывается недоступным. Но приучать ребенка к нормальной коммуникации можно и дома, с помощью ролевых игр. То, что нелегко пресечь в процессе общения на детской площадке, можно проработать с помощью игрушек. Плюшевые мишки и куклы – прекрасное пособие, с ними можно разыгрывать сценки, разбирать конфликтные ситуации, учиться состраданию и дружбе.
Текст: Вера Гюлер
|